Во сколько обошлись «Музыкальные вечера в Мирском замке»?

В начале этого года в Беларуси из всех утюгов звучала реклама «Музыкальных вечеров в Мирском замке» — странного и пафосного мероприятия, в котором сплелись в творческом экстазе оркестр Финберга (выступавший в первый день), несколько беларуских попсовых «звезд» и Олег Газманов, откатавший двухчасовой сольный концерт. Мы не будем обсуждать эстетические аспекты, как говорится, о некоторых вкусах не спорят, их просто молча порицают. Давайте лучше посмотрим, сколько стоил этот фестиваль и как распределялись на него деньги.
Как мы выяснили, конкурентная процедура закупки по столь значимому лоту не состоялась по причине отсутствия предложений. Мы предполагаем, что их не было из-за совершенно невнятного техзадания и мутной системы оценки предложений.
Для начала отметим, что описание техзадания, выложенное на сайте, обрезано. Видимо, это было сделано специально, чтобы отсеять участников, которые не обладают даром ясновидения.
Но больше всего вопросов к системе оценки предложений. Сравнение должно было осуществляться по критериям и их удельному весу 50/50 цена/опыт. С ценой все понятно, но что с опытом? Судя по документу, он должен был подтверждаться «путем предоставления положительных отзывов по оказанию услуг, связанных с предметом государственной закупки». Эта формулировка наверняка победила бы на конкурсе самых невнятных формулировок. «Связанных» это как? По объему услуги или по направлению деятельности? Нет точной формулировки того, как будут оценены предложения в конкурсных документах, но при этом критерию «опыт» отдано фактически решающие 50%.
Дальше — больше. Выясняется, что значение критерия оценки определяется комиссией на основании соответствующих сведений, содержащихся в предложении участника. Получается, комиссия сама будет придумывать, как и за что оценивать…
Судя по всему, всем было сразу понятно, что на такие странные условия вряд ли найдутся подрядчики (отчасти потому, что они сразу понимали, что, даже подавшись почти не имеют шансов пройти по критерию «опыт»). В общем, повторную процедуру решили не проводить и сразу перешли к закупке из одного источника.
Запрос о предоставлении сведений на сайте goszakupki.by не размещался, хотя законодательство обзывает это сделать.
Итак… исполнитель был найден. Процедура закупки из одного источника, в разделе «Сведения об изучении конъюнктуры рынка приобретаемых товаров (работ, услуг)» указано Совместное общество с ограниченной ответственностью «Блэкаут студио».
Название может показаться вам знакомым, ведь учредитель и директор этой компании несколько лет назад дал взятку директору «Минскконцерт», после чего того посадили на семь лет.
Как бы там ни было, «Блэкаут студио» получило договор на сумму 475 660 рублей.
Отметим, что в подобных случаях требуется рассмотреть 5 альтернативных предложений, чего сделано не было, в примечании к этому договору сказано: «Ответов на запрос от ООО «Локал Тим» и ООО «Саундкафе продакшн» не поступило». Но даже в этом случае два — не пять, и подобная приписка никак не влияет на законность (вернее — незаконность) данной сделки.
А во второй день в Мирском замке провели концерт Олега Газманова.
Билеты на этот пир духа стоили всего по 33 рубля. Могла ли такая низкая стоимость окупить все затраты на концерт российской zвезды? Да кого это может волновать, когда на сцене крутит сальто погонятель мыслей-скакунов!
Но мы все же расскажем вам, что только гонорар Газманову составил 103 188 рублей (при стоимости билетов 33 рубля это более 3000 билетов надо было продать), а если посчитать затраты на услуги по предоставлению тех. оборудования, электричества, услуги экстренных служб (которые в обязательном порядке должны присутствовать), получается совсем не окупаемый концерт.
Это открытые затраты на фестиваль. В закупках Министерства культуры, Филармонии и Мирского замка мы не нашли, во сколько обошелся концерт оркестра Финберга и других завсегдатаев официоза, которые наверняка считают себя “звездами" и тоже хотят денег, да побольше. Это может означать, что их оплатили за счет внебюджетных средств. Мы нашли стоимость за аналогичные выступления в закупках других организаций. Стоимость в таблице ориентировочная, напомним, что закупки на услуги артистов в этих концертах не опубликованы.
Также следует приплюсовать к расходам траты на режиссерско-постановочную группу, (в среднем это составляет от трети до половины трат на артистов), технический персонал (работники сцены, грузчики, клининг и т.д.) — еще не менее трети от стоимости артистов.
Откуда желание на такие траты собственных средств организации по концерту, который даже теоретически не окупится? Как правило, все очень просто объясняется. Министерство культуры покупает из одного источника «концерт» как творческий комплекс мероприятий, а для исполнителя полученные средства уже переходят в разряд собственных, и он закупает все услуги по концерту без процедур.
Напомним, что даже за счет собственных средств закупки стоимостью более 1000 базовых величин (а сейчас это составит 37000 рублей) обязаны публиковать в открытом доступе. Министерство культуры также не опубликовало закупку услуги проведения концерта у Филармонии. Если средства были переведены на проведение мероприятия, а не закуплена услуга, то филармония обязана была провести процедуры на все услуги, чего сделано не было.
В общем, как всегда, в «патриотических» концертах полный бардак, распил и очковтирательство.
В заключение давайте попробуем посчитать, сколько же примерно стоило это «невероятное событие в беларуской культуре» — цена получится приблизительная, мы составили ее на основе открытых данных и оценки специалистов:
- Гонорар Газманову — 103 188 рублей
- Стоимость остальных «артистов» (кроме Газманова) — ориентировочно не менее 75 000
- Режиссерско-постановочная группа — не менее 50 000
- Технический персонал — не менее 25 000
Добавьте к этому затраты на трансфер, командировочные, оплату электроэнергии, работу экстренных служб (скорой, милиции, МЧС) которые обязательно должны дежурить на подобного рода фестивалях, и многое другое.
Сумма в итоге выходит приличная — от 800 000 до 1 000 000 рублей. Очевидно, что мероприятие было глубоко убыточным. За наши с вами (то есть — бюджетные) деньги.