Ушлый бизнес на “умных” дорогах

ООО "ИТС-Бел" - одна из компаний, оказывающих “умные” дорожно-транспортные услуги. В частности, в свое время она занималась системой электронного сбора платы за проезд по беларуским автотрассам. Также компания предлагает оборудование и программно-аппаратные средства в сфере метеорологии, экологии, гражданской авиации, ВВС и войск ПВО. И если продукт она продает сложный и высокоточный, то вот в закупочной бюрократии даже в простых процедурах позволяет себе допускать вместе с заказчиками “вольности”. Разберем несколько таких эпизодов, касающихся интеллектуальных транспортных систем - ИТС (именно эта аббревиатура входит в название компании).
Летом 2022 года госучреждение “Белавтострада” организовало электронный аукцион по закупке комплексных услуг по техническому обслуживанию и диагностике неисправностей системы динамического взвешивания на подведомственных объектах (на общую ориентировочную стоимость 185 849 рублей на период протяженностью 6 месяцев).
Сразу поясним, что система динамического взвешивания - это “умные” весы для взвешивания в движении. Система позволяет, не останавливая автомобильный поток, определять транспортные средства, движущиеся с превышением допустимых весовых параметров. Так осуществляется, в частности, контроль за проездом тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования.
Как видно из протоколов торгов, было сделано 996 ставок, и в результате стартовое ценовое предложение участника “БЕЛДОРСВЯЗЬ” с 161 446,51 руб. (с учетом преференциальной поправки - 185 663,49 руб.) впечатляюще упало до 646,43 руб. (с учетом префпоправки - 743,40 руб.). Итого цена снизилась в 250 раз!
Далее при рассмотрении вторых разделов предложений предложение проигравшего участника было отклонено по той причине, что оно не соответствует установленным требованиям в соответствии с пунктом 2 статьи 16 и пунктом 4 статьи 44 Закона "О государственных закупках товаров (работ, услуг)". А именно: этим участником была предоставлена справка об отсутствии задолженности на неверную дату. С победителем заключили договор на сумму 743,40 руб. С разбивкой на оговоренные полгода стоимость услуг составила 123,90 руб. в месяц.
Хотя, согласно букве закона, процедура закупки должна была быть признана несостоявшейся, так как после отвода “БЕЛДОРСВЯЗИ” по причине документационной оплошности остался лишь один участник. А процедура, напомним, признается состоявшейся при наличии не менее двух участников.
Затем с “ИТС-Бел” были подписаны два допсоглашения: к договору прилагались перечень услуг и перечень объектов. Среди объектов перечислялись, например, размещенные на территории разных областей страны станции сбора платы, пункты весогабаритного контроля, системы метеонаблюдения, центр обработки данных, центральная (серверная) система. Среди услуг по техническому обслуживанию значатся ТО оборудования контрольных станций системы динамического взвешивания; ТО системы распознавания регистрационных знаков; ТО оборудования системы метеонаблюдения; ТО оборудования вычислительной инфраструктуры системы динамического взвешивания (центральное серверное оборудование); ТО источников бесперебойного питания, включая обслуживание аккумуляторных батарей…
Перечислять все указанные виды работ мы в этой статье не будем - это более сотни позиций. И вот такой огромный объем услуг стоит менее 125 рублей?! Хотя заказчик ориентировался перед началом проведения процедуры закупки на то, что траты составят 31 000 руб. в месяц.
Не правда ли, такой ход торгов и калькуляция выглядят очень странно как для заказчика, так и для исполнителя? Причем процедуру закупки, как мы уже выяснили, можно было на вполне законном основании отменить. Тем не менее, заключается договор с внушительным падением цены. Казалось бы, невыгодный для исполнителя. К тому же еще с обширными по содержанию дополнительными соглашениями вдогонку.
В чем может быть подвох и вероятный скрытый интерес “ИТС-Бел”? Можно предположить, что “ИТС-Бел” опасается прихода конкурентов на облюбованную “делянку”, а потому готова на демпинг в расчете на последующие крупные и дорогие заказы без продолжительных торгов.
А о том, что руководители “ИТС-Бел” - бизнесмены с давними связями в дорожно-транспортной сфере, свидетельствует не только уже упомянутый нами факт того, что компания занималась таким крупным проектом, как республиканская система платы за проезд на автодорогах, но и в целом трудовая биография владельцев. Мы нашли ряд уже ликвидированных компаний с похожими названиями, к которым имели отношение основавшие в 2008 году ООО “ИТС-Бел” гражданин Беларуси Сергей Позняк и гражданин Казахстана Юрий Агеенко (ранее это были фирмы “БЕЛФОРТ”, “БЕЛФОРТ-Дорожные системы”, “БЕЛФОРТСИСТЕМ”).
То ли благодаря опыту и репутации, то ли как раз связям статистика побед в госзакупках у компании “ИТС-Бел” завидная. Мы обнаружили, что она участвовала в 53 процедурах, опубликованных на сайте goszakupki.by.
И, как видно из диаграммы, на счету “ИТС-Бел” 24 победы - почти в половине закупочных процедур (лотов), в которых она участвовала. В стоимостным выражении эти победы также выглядят весьма солидно.
Причем приличные суммы в изученных госзакупках победно доставались “ИТС-Бел” и известной государственной компании “Пеленг”, которая позиционируется как “ведущее проектно-конструкторское предприятие оптико-электронной промышленности Республики Беларусь”. Кстати, отметим, что ООО ИТС-Бел” выиграло семь процедур из одного источника, в то время как “Пеленг” - только одну.
Вот, например, закупка из одного источника автоматизированной метеорологической системы для Республиканского центра по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окружающей среды летом 2020 года. Общая ориентировочная стоимость - 100 000 рублей. В договоре с “ИТС-Бел” ровно эта же сумма и осталась. Ну, не портить же красивую цифру ради какой-то там экономии госсредств?!
То же учреждение закупило посредством процедуры из одного источника у “ИТС-Бел” летом 2020-го метеорологические зонды и оболочки к ним. В этом случае общая ориентировочная стоимость закупки 299 160.60 руб. уменьшилась в договоре чисто символически - лишь на несколько рублей. И это не все примеры обкатанной схемы закупочного сотрудничества между ООО “ИТС-Бел” и Республиканским центром по гидрометеорологии.
Странными нам показались и победные для “ИТС-Бел” закупки с удивительно широкой и подробной спецификацией товаров. Например, система видеонаблюдения для Минского городского технопарка. Описание предмета закупки настолько детальное, что его можно назвать тщательно-щепетильным. Для анекдотичности не хватает только добавления в список требований фразы “или аналог”.
И, наконец, на закуску: мы обнаружили участие “ИТС-Бел” в закупке вместе с подозрительной фирмой, которая ранее “засветилась” в наших расследованиях, как записной фиктивный конкурент. В частности, речь идет о закупке “Бреставтодором” летом 2022 года интеллектуального датчика погоды, устанавливаемого на автодороге (в данном случае - на М-1/Е30). В запросе ценовых предложений фигурирует ООО “Шалян” - по всей видимости, как это зачастую бывало, сугубо номинально.
Кстати, тем временем на шалости “Шаляна” недавно обратило внимание и Министерство антимонопольного регулирования и торговли. Фирма официально признана нарушителем за “неправомерное использование сертификата работ и услуг собственного производства”.