Неразбериха в сфере госзакупок услуг по обслуживанию служебных автомобилей

Мало просто купить авто - его еще нужно обслуживать. А ценообразование в этой сфере сложное, это знает всякий автолюбитель. Как следствие, в госзакупках услуг по обслуживанию автомобилей царит хаос. 

В данном обзоре будут проанализированы закупки услуги по техническому обслуживанию и ремонту служебных автомобилей. Заказчиками данных тендеров выступают:  

  • Могилевский исполком
  • Следственный комитет по Могилевской области
  • Гомельский областной суд 
  • Управление внутренних дел Минского областного исполнительного комитета
  • Управление Следственного комитета Республики Беларусь по городу Минску 
  • Верхнедвинский районный исполнительный комитет.    

В период с ноября 2019 по март 2021 на электронной торговой площадке было проведено 10 таких тендеров: 3 электронных аукциона и 7 процедур запросов ценовых предложений. Рассмотрим некоторые из них подробно. 

Аукцион auc0000032271 

Начнем с электронного аукциона auc0000032271, заказчиком в котором является Гомельский областной суд. Ориентировочная стоимость услуг по лоту №1 составляет 30 руб, начальная стоимость была установлена в размере 26,09. К торгам были допущены 2 гомельские организации:  

  • Общество с дополнительной ответственностью "Автомаркет"  
  • Общество с ограниченной ответственностью "Трейд-СМ" 

Ход торгов представлен в таблице ниже.  

Как видно из таблицы, компания ОДО «Автомаркет» выиграла торги с последней ставкой в размере 29,61 руб, учитывая префпоправку. При рассмотрении вторых частей заявок аукционных документов комиссия решила, что предложение ОДО «Автомаркет» не соответствует требованиям аукционных документов и определила поюедителем участника Общество с ограниченной ответственностью "Трейд-СМ" с ценой договора государственной закупки 29.64 BYN c учетом преференциальной поправки 15%. Однако, договор был подписан на сумму 20 000 рублей.  

При анализе технического задания заказчика выясняется, что 30 руб - это стоимость нормо-часа с учетом НДС и заказчику требуется 1000 нормо-часов. Однако при умножении 30 рублей на 1000 часов никак не получается указанная в договоре сумма в 20 000 руб. Вероятно, заказчик уже во время проведения процедуры изменил количество нормо-часов, ибо только так можно объяснить те цифры, которые фигурируют в тендере. Вместе с тем, это запрещено, подобные нюансы заказчик должен предусмотреть заранее. И об этом прямо указано в законе о госзакупках. Абз. 3 п. 4 ст. 21 Закона: если при проведении процедуры государственной закупки невозможно определить объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, транспортному средству и тариф на работы или услуги. При этом, оплата выполненных работ осуществляется по тарифу исходя из объема фактически выполненной работы, но в размере, не превышающем ориентировочную стоимость.  

Наша ситуация как раз такая. Заказчик не может определить точное количество часов, которое ему необходимо для выполнения работ. Но вместо того, чтобы самостоятельно установить тариф и на его основании сформировать ориентировочную стоимость, он поступает ровно наоборот: произвольно пишет число часов и ориентировочную стоимость, а в процессе аукциона участники предлагают свой тариф. Такой подход и порождает всю неразбериху в этом аукционе.  

К слову, если заглянуть в протокол выбора участника-победителя, мы увидим так такую фразу (п. 2.2.): "участником-победителем определен участник ООО «Трейд-СМ» со стоимостью 1 нормо-часа 29,64 и ценой договора государственной закупки 16 000,00 рублей". При этом договор, как уже было отмечено выше, был заключен на 20 000 руб., что прямо нарушает закон. Ведь по закону, при проведении электронного аукциона договор заключается на условиях, указанных в протоколе выбора участника-победителя. 

 Аукцион auc0000045571 

Тендер  под номером auc0000045571 был организован Могилевским районным исполнительным комитетом. К процедуре запроса ценовых предложений было допущено 2 могилевские компании:  

  • Частное производственно-торговое унитарное предприятие «АВТОтраст»  
  • Общество с ограниченной ответственностью "ДетальАвтоКомплект" Протокол оценки участников представлен ниже 

Как видно из протокола, одна из компаний оценила свои услуги в 40 рублей 80 копеек, в то время как оппонент - в круглую сумму 10 000 рублей. Именно он и был выбран победителем, с Обществом с ограниченной ответственностью "ДетальАвтоКомплект" был подписан договор на сумму в 10 000 рублей.  

Авторы данного расследования предполагают, что в данной процедуре запроса ценовых предложений идет сравнение несравнимых данных: стоимости нормо-часа и общей стоимости работ. Однако, как видно из опубликованного протокола на электронной торговой площадке, никаких упоминаний о нормо-часах не имеется. То есть, чисто технически выходит, что ценовое предложение в 40,80 рублей оказалось для заказчика процедуры ценовых предложений не настолько привлекательным, как предложение в 10 000 руб.  

К слову, указывать в качестве ориентировочной стоимости, стоимость норма-часа недопустимо по закону о госзакупках. Так, абз. 10 ст. 1 Закона о госзакупках гласит, что ориентировочная стоимость предмета государственной закупки - общая стоимость предмета государственной закупки, включающая общую сумму выплат заказчиком за выполнение работ, НДС, все другие налоги, сборы и пр. Закон прямо говорит о том, что ориентировочная стоимость - это общая сумма выплаты, а не какой-то тариф, расчетная единица и т.д. Да и сама природа процедуры аукциона предполагает, что победителем является тот, кто предложил самую выгодную итоговую цену: не тариф, не какие-то другие условия, а именно общую цену работы. 

Внимание, конечно, привлекает и тот факт, что к гомельскому электронному аукциону были допущены гомельские компании, а к могилевской процедуре запроса ценовых предложений - могилевские компании. В пособии Guide to Combating Corruption & Fraud in Development Projects в разделе Red Flag: Rotation of Winning Bidders авторы указывают, что такое разделение победителей по географическому признаку может указывать на договорной характер торгов.  

Аукцион auc0000263106 

В процедуре запроса ценовых предложений номер auc0000263106, организованной Гомельским областным судом, участвовало 4 гомельских компании, и все 4 выдвинули ценовое предложение с одинаковой суммой в 12 000 рублей.  

В таких ситуациях законодательство говорит, что победителем должен быть выбран тот участник, чье предложение поступило раньше остальных (3 абзац статьи 48 пункта 5 Закона Республики Беларусь №419-3 от 13 июля 2012 О государственных закупках товаров (работ, услуг), то есть в данном конкретном случае – ОДО «НТС». Однако, комиссия присудила победу Обществу с ограниченной ответственностью "Трейд-СМ". 

Интересно, что если открыть протокол заседания комиссии по госзакупкам по вопросу оценки и сравнения предложений в microsoft word, то окажется, что участники указывали, во-первых, цену предложения как стоимость одного нормо-часа, во-вторых, эти цены были совершенно разные. Например Трейд-СМ предложил 8 рублей, а НТС - 66,48 рублей. По какой причине на электронной площадке и в протоколе на физическом носителе оказались абсолютно разные данные - непонятно. 

Много вопросов вызывает и договор, который подписали с победителем. Стоимость услуг по договору составляет 12 000 бел. руб, при этом в договоре прямо указана и стоимость норма-часа - 8 рублей, и количество часов - 1000. Соврещенно очевидно, что цифры “не пляшут”. 

Аукцион auc0000285398 

Следующая процедура запроса ценовых предложений - auc0000285398 с ориентировочной стоимостью в 13000 рублей, и снова заказчиком значится Могилевский районный исполнительный комитет. К участию снова допущены исключительно могилевские компании, их ценовые предложения и выбор победителя представлены ниже.   

Как мы понимаем, в данном случае идет «конкурентная» борьба участников с указанием цены их нормо-часов. По закону, который, видимо, не знаком сотрудникам Могилевского исполкома, победителем должен быть выбран участник ОДО «Автомодерн» с ценовым предложением в 24 рубля за нормо-час. Однако, по неизвестным причинам победа была отдана другому участнику с более дорогим ценником (ТЕМП-АВТО, 25,46 руб). Договор же вообще был подписан на круглую сумму, равную ориентировочной - 13 000 руб (как происходил пересчет, неизвестно). 

При этом протокол в формате microsoft word снова отличается от протокола на электронной площадке. В нем к предложению ТЕМП-АВТО применена префпоправка, и цена предложения с учетом ее составила 21,64 рубля, что выгоднее, чем 24 рубля от ООО “Автомодерн”. Почему другие участники не применяли префпоправку и почему она не отражена на электронной площадке? Точного ответа на вопрос мы не знаем, но выглядит, как предварительный сговор. 

Аукцион auc0000298806 

И последняя процедура запроса ценовых предложений в данном обзоре - аукцион auc0000298806, организованный Управлением Следственного комитета Республики Беларусь по Могилевской области, с ориентировочной стоимостью 41 000 рублей. Результат сравнения предложений представлен ниже.  

Как видим, снова идет «борьба» между стоимостью нормо-часа и общей стоимостью работ.  

 Несовершенство законодательства, неполноценный или ограниченный функционал электронной торговой площадки, намеренное или нет утаивание важной информации и, откровенно говоря, некомпетентность сотрудников госорганов порой делает аналитическую работу, проводимую нами, затруднительной или вовсе невозможной.  

Источник: БелГосРаспил