Конкуренция? Нет, не слышали. В медицинских закупках происходит странное

В обычной торговле двигателем является реклама, а в госзакупках важнейшим локомотивом является конкуренция.  

Государство должно тратить каждую копейку налогоплательщиков максимально эффективно, а большое количество конкурентов в тендере – это как раз то, что приводит к уменьшению цены на закупаемый товар и позволяет экономить деньги. Продавцам это тоже выгодно: в госзакупках есть возможность получить крупного клиента и продать ему одним махом огромный объем товаров, пусть и по слегка заниженной цене. Нередко в рамках госзакупок десятки поставщиков ведут ожесточенную борьбу за право поставлять свою продукцию заказчикам.

Львиная доля тендеров в Беларуси создается для поиска поставщиков для медицинских учреждений. И конкуренция там тоже есть. Но не всегда и не везде. Существует несколько областей закупок, где за победу бьются всего два конкурента. Ни о каком снижении цены и экономии в таких случаях, как правило, речи не идет. Это может указывать на низкий уровень конкуренции на отдельных рынках, а может являться индикатором коррупции. Рассмотрим примеры таких закупок. Шовные материалы

В 2019 году прошло около полутора десятков тендеров по закупке шовных материалов. И если внимательно их просмотреть, можно заметить, что нередко в них принимает участие всего 2 поставщика, которые при этом совершенно не демонстрируют ожесточенного сражения.

Пример закупки для «Медтехники», Гродно (мы ошиблись), Гомель, регистрационный номер AU20190628173474:

Лот Начальная цена Ставка Цена снизилась на... Победитель
Полигликолид, 40-45 259 008,26 BYN 258 231,23 BYN 0,3% УП "ФИАТОС"
Полигликолид, 60-90 604 480,78 BYN 603 876,30 BYN 0,1% УП "ФИАТОС"
Полигликолид, 90-120 16 862,6 BYN 16 812,03 BYN 0,3% УП "ФИАТОС"
Полиэстера 96 272,17 BYN 95 983,36 BYN 0,3% УП "ФИАТОС"
Поливинилден 72 825,22 BYN 72 679,56 BYN 0,2% ООО “ФУТБЕРГ”

 

Разберем самую первую строку, «Полигликолид, 40-45». Гродненская (мы ошиблись) Гомельская «Медтехника» выразила готовность заплатить за такой товар не более 259 тысяч рублей. В тендере участвовало два поставщика, и лучшая предложенная цена составила 258,2 тысячи рублей. Всего на 0,3% ниже, чем изначально выставил закупщик. Даже сетевые гипермаркеты в рамках дисконтных программ готовы массово предоставлять розничным клиентам более весомые скидки.

Всего в данном аукционе шла борьба за 12 лотов, на которые только две кампании подавали заявки. И везде финальная ставка практически не отличается от начальной. Конкуренция? Экономия? Нет, не слышали.

Медицинская техника

Еще один пример – закупки медицинской техники. Основным организатором тут являются филиалы «Медтехники», которые организуют закупки для различных медицинских учреждений.

На второй этап таких тендеров обычно допускают две компании. И очень часто встречаются одни и те же пары. При этом конкуренция в таких «парах» нередко носит формальный характер. Например, НИЦ «Магистр» любит конкурировать с ЧТУП «Юмедика». Еще одна «пара» – та же «Юмедика» и «Кардиан». А с «Кардианом» в паре часто встречается уже упомянутый «Магистр». Немного похоже на любовный треугольник.

Для примера рассмотрим тендер «БарМт №459/19 - Галогенератор; Ингалятор лекарственных средств; Дефибриллятор-монитор». Несмотря на видимость реальных торгов, снижение цены там носило число символический характер. При начальной цене 47,410 BYN финальная ставка составила   47,265 BYN.  Разница ничтожная – 0,3%. Ровно столько же, сколько и в примере с шовным материалами.

Просто для сравнения – в аукционе «ГродМТ 207/19-ЭА Система суточного мониторирования ЭКГ и АД для УЗ "Гродненский областной клинический кардиологический центр"» два конкурента умудрились снизить цену более в два раза. И поиск в открытых источниках показывает, что именно эта, в два раза пониженная цена, как раз более-менее соответствует рыночной.

Возникает вопрос: почему один филиал с точностью в 99% попадает в рыночную цену, а другой совсем не попадает? 

Еще один момент, который настораживает – интуиция отдельных участников тендеров. Тут речь пойдет про преференциальную поправку. Дело в том, что поставщики белорусских товаров могут получить так называемую преференцию в 15% от цены для того, чтобы получить конкурентное преимущество перед другими поставщиками. То есть цена, за которую поставщик готов продать необходимый товар, при сравнении с другими кандидатами уменьшается на 15%. При заключении договора преференция уже не учитывается, то есть реальной скидки в 15% поставщик не дает, но его предложение в сравнении с другими участниками торгов может выглядеть куда более выгодным. Это нужно для поддержки местных производителей - получается, что поставщик импортных товаров может выиграть тендер, только если цена на эти товары не менее чем на 15% ниже, чем цена на "свою" продукцию.

Так вот, для того чтобы получить такое конкурентное преимущество, участник торгов должен заранее предоставить отдельную специальную заявку. И нашлось несколько случаев, когда заявку на 15% преференцию предоставляли только участники, которые потом побеждали в тендере. А проигравшая сторона, выходит, заранее решила не тратить время зря на оформление лишней «бумажки». Что это, если не ясновидение?

Пример такой закупки – тендер «МТ 275/19-ЭА "Система длительного мониторирования ЭКГ для УЗ ГО"». За время длительного аукциона цена на систему длительного мониторирования ЭКГ снизилась с 12 тысяч рублей до 8 612. Последняя ставка проигравшего НИЦ Магистр была всего на 15 рублей выше, то есть формально интрига сохранялась до самого конца. И эта компания изначально не оформила заявку на 15% преференцию, хотя в десятках других случаев она это делала.

Реагенты диагностические

В данной категории закупок у нас имеется два основных игрока: ООО «Анализ Мед Пром» и ООО «Арвитмедикл». Они с завидным постоянством парой участвуют в тендерах и с переменным успехом в них побеждают. При этом, если в предыдущих случаях связь между конкурентами можно было предполагать, то здесь она очевидна. Если войти на сайт «Анализ Мед Пром», то в разделе контакты, можно увидеть название «Арвитмедикл».

Здесь встречаются закупки, в которых конкуренты даже не пытаются изображать подобие борьбы. Например «МогМт№159/19-ЭА "Лабораторные изделия из стекла"». Казалось бы, целых четыре конкурента, разные компании с историей. Но на каждый лот – только два кандидата, и снова конечная цена практически не отличается от начальной. И так по 14 лотам из 17. 

Вместо вывода

Мы не можем утверждать, что в перечисленных случаях происходила коррупция. Учитывая то, что медицинскими закупками занимается весьма узкий круг компаний и лиц, мы, вероятно, имеем дело с определенными неформальными правилами игры.

В соответствии с Указом Президента №40, принятом в 2019 году, организаторами таких госзакупок могут выступать лишь три игрока:

·         УП «Белмедтехника» и его дочерние предприятия – при закупке медицинских изделий, запасных частей к ним

·         РУП «БЕЛФАРМАЦИЯ» и его многочисленные дочки- «Фармации» из разных регионов – при закупке лекарственных средств и лечебного питания

·         РУП «Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр» – при закупке технических средств социальной реабилитации

Среди поставщиков (которых теоретически может быть сколько угодно) тоже то и дело мелькают одни и те же компании. Рынок выглядит поделенным пирогом, и такое положение вещей негативно сказывается на конкуренции. Снижение цены в ходе аукциона на 0,3% – это даже не мизер, а просто ничто. Расширение круга организаторов могло бы повысить конкуренцию и сделать закупки более выгодными для бюджета.

Так или иначе, описанные выше тендера выглядят, как минимум, странно. А для правовой оценки происходящего существуют специальные органы.