Коррупция в производстве белорусской вакцины от COVID-19

В ноябре 2021 года в Беларуси был подписан указ о реализации в 2021-2023 годах инвестиционного проекта по организации производства отечественной вакцины против COVID-19 на площадях ОАО "БелВитунифарм". А 13 января 2022 на базе предприятия состоялось рабочее совещание по координации действий всех заинтересованных сторон. В том числе там обсуждался вопрос поставок оборудования из Германии, Польши, Южной Кореи и пр. И уже тогда шла речь про четкий график поставок из конкретных стран. Как будто процедуры закупок не подразумевалось проводить изначально, либо победитель был заведомо известен. 

На том же совещании в январе 2022 директор «БелВитунифарма» Сергей Большаков доложил о 100-процентной готовности к началу строительства нового объекта.  Звучит именно так, как принято говорить о таких вещах в Беларуси, по-стахановски, но по факту – это просто красивые слова, ведь, согласно годовому плану государственных закупок на 2021 год, разработка проектно-сметной документации должна была начата в феврале 2021 года, а строительство отдельного производственного блока "под ключ" - в апреле 2021 года. То есть строительство должно было идти уже полгода.  

На сайте ГИАС опубликованы два годовых плана закупок ООО «БелВитунифарма» на 2021 и 2022 год. Удивляет отсутствие в годовых планах таких позиций как услуги по обеспечению электроэнергией, водоснабжению и водоотведению, вывозу и утилизации ТБО, охранные услуги и прочие коммунальные расходы. 

Как было сказано на совместном совещании, «мелочей в таком серьезном и важном деле быть не может». Так что заказчики решили не мелочиться и пилить по-крупному.  

Рассмотрим проведенные процедуры закупок. 

Закупка №1140960

Данная процедура представляла собой закупку из одного источника. 

В соответствии с пунктами приложения к Закону Республики Беларусь от 13.07.2012 №419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг), основания для выбора процедуры закупки из одного источника были следующие: 

11. Приобретение конкретных товаров (работ, услуг) у потенциального поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного решением президента Республики Беларусь.;   12. Приобретение конкретных товаров (работ, услуг) у потенциального поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного Советом Министров Республики Беларусь по решению или поручению президента Республики Беларусь.  Учитывая важность проекта, применение этих пунктов вполне понятно. Потенциальный поставщик должен был быть определен по решению президента. Однако, как мы видим, в процедуре запрашивались коммерческие предложения в “открытом” доступе. Можно было бы подумать, что это решение во благо и для поощрения конкурентной борьбы… Но для подготовки коммерческого предложения было выделено всего сутки. Так, запрос о предоставлении сведений был размещен 23.11.2021 в 19.37, изменен 23.11.2021 в 19.48 и 24.11.2021 в 12.04, а прием предложений окончился 25.11.2021 до 12.00.

Реально ли за такой короткий срок сделать расчеты и подготовить коммерческое предложение по высокотехнологичному, сложнотехническому оборудованию?    

К слову, договоры были подписаны через месяц после размещения запроса о предоставлении сведений. Так что срочности в производстве закупки не было. Почему же тогда не провели конкурентную процедуру закупки? Почему не дали претендентам больше времени для подготовки коммерческих предложений? И почему стоимость договоров превышает сумму в коммерческих предложениях по лоту №1 на 16 182 руб, а по лоту №4 на 90 623 руб? 

Закупка №1111857 

Данная закупка состояла из 40 лотов и тоже производилась в форме закупки из одного источника. Основания для выбора такой процедуры все те же – пункты 11 и 12. Ровно как и замечания по применению этих пунктов все те же. 

Конъюнктура рынка в этой и последующих закупках в открытом доступе не изучалась. Не углубляясь в названия закупаемого товара, так как для обывателя такое оборудование незнакомо, проанализируем только проведенные процедуры закупок. 

Закупка №1141484

В лучших традициях открытости государственных закупок запрос о предоставлении сведений auc0000534892 размещен 03.12.2021 (пятница) в 16.31, а прием предложений продлился до 04.12.2021 (суббота) до 12.00. На все про все – меньше суток. 

Закупка производилась как закупка из одного источника на основании пунктов 9, 11, 12. 

По лоту 2 закупка не состоялась.  

При плановой стоимости закупки по лоту 1 в 750 000 рублей и цене предложения в 939 266 рублей договор был заключен на сумму 1 127 119 рублей. То есть цена коммерческого предложения при заключении договора была повышена на 187 853,00 рубля. При этом наименьшее ценовое предложение от конкурента составило 474 504  рублей. 

 

Какие выводы можно сделать, проанализировав представленные закупки? 

1.Процедура закупки выбиралась не верно. Все процедуры подводились к закупкам из одного источника (далее - ЗОИ). Такой вид закупки позволяет скрыть саму закупку. В данный момент минимальный срок для подготовки коммерческого предложения по ЗОИ не определен законодательно. Это позволило заказчику устанавливать минимальные сроки и тем самым отрезать от участия в закупке многих потенциальных участников. 

2. Процедура ЗОИ не позволяет участникам подавать жалобы. Также мы не видим, на чем основывался выбор заказчика в предложениях, имеющих цену, существенно превышающую предложения конкурентов. Ни участники, ни простые налогоплательщики в такой процедуре не видят предложения, а значит, есть возможность приобрести более дорогое  оборудование, но у “нужного” поставщика. 

 3. Практически все договоры, за малым исключением, заключались на суммы, превышающие коммерческие предложения. Конечно, возможна дополнительная комплектация или увеличение объема закупки, хотя мы не видим следов подобного в данных закупках, а системность такого подхода вызывает подозрения. Увеличение общей суммы по рассмотренным договорам по сравнению с общей суммой коммерческих предложений составляет 1 646 597 рублей. Только вдумайтесь в эти цифры! А ведь это лишь только разница между предложением и договором. Про цены отклоненных предложениий и цены тех участников, которые не смогли принять участие в закупке из-за ограниченных сроков, просто страшно думать. 

При анализе странностей и нарушений в закупках для производства белорусской вакцины против COVID-19 становятся ясны слова о соблюдении графика поставок оборудования, прозвучавшие на совещании. Есть нужный поставщик, а процедуру можно подогнать под нужный результат. Нарушения всегда можно прикрыть громкими словами о благом деле. 

Источник: БелГосРаспил