Деньги в трубу. Как выигрывают государственные тендеры по поставке систем вентиляции и их техобслуживанию

Мы продолжаем серию статей, рассказывающих о том, как в реальности проходит распределение бюджетных средств в Беларуси. Для этого наши расследователи и юристы отследили тысячи заявок на государственные тендеры по закупке оборудования и услуг и выявили многочисленные «аномалии», часть из которых можно назвать «странностями», а часть — откровенным нарушением законодательства. 

Важно понимать, что, не располагая полной картиной происходящего, не имея доступ ко всем необходимым документам и свидетелям, мы порой можем только предполагать наличие факта коррупции. Но даже в этом случае считаем важным показать вам, что на наш взгляд вызывает сомнения в прозрачности заключения того или иного коммерческого договора. 

Сегодня мы покажем, как различные госструктуры, начиная от Комитета по Здравоохранению Мингорисполкома и заканчивая одним из управлений Следственного комитета, проводят тендеры на конкретную тему — поставку систем вентиляции и их технического обслуживания. Приведем сразу несколько схем, работавших в разное время, с разными организациями. Объединяют их очень странные результаты тендеров и последовавших за ними контрактов. 

 

Но в начале вспомним, для чего проводятся тендеры. Государственному предприятию или ведомству требуется определенный товар или услуга. Для того чтобы получить их по наиболее оптимальному сочетанию цена/качество, проводится конкурс, на котором другие организации (государственные и частные) предлагают свои услуги и условия их выполнения. Побеждает самый выгодный вариант, в результате деньги, выделенные из бюджета, потрачены разумно и прагматично. Все довольны. 

 

Так это выглядит в идеале. На практике зачастую все иначе. Чаще всего разговор идет не о сочетании цена/качество, а фокусируется на цене. А это значит, что недобросовестный участник тендера может с ней «играть», предлагая условия, выполнение которых априори невыполнимы. Помимо этого, само по себе понятие «тендер» подразумевает конкуренцию, но парадоксальным образом организатор конкурса далеко не всегда заинтересован в том, чтобы она возникала. 

 

История первая: из одного кармана в другой 

Как и любой другой организации, Минскому городскому центру медицинской реабилитации детей с психоневрологическими заболеваниями требуется постоянно содержать учреждение в рабочем состоянии, следить за инженерными сетями, обслуживать их, проводить, если потребуется, ремонт. Для того чтобы найти подрядчика на эти работы, организация разместила тендер, где значился длинный перечень работ: обслуживание электрооборудования, ремонт и техническое обслуживание водопроводных и канализационных систем, систем вентиляции и кондиционирования воздуха, а также работы по техническому обслуживанию систем центрального отопления. 

По результатам изучения конъюнктуры рынка договор был заключен с Ремонтно-техническим коммунальным унитарным предприятием «Медик».  Давайте узнаем, что же это за УП? Достаточно зайти на сайт предприятия, чтобы увидеть, что подчиняется оно Комитету по здравоохранению Мингорисполкома. Несложно догадаться, что «Минский городской центр медицинской реабилитации детей с психоневрологическими заболеваниями» также находится в подчинении этого ведомства. А это значит, что и заказчик, и победитель тендера входят в единую структуру, и средства, выделяемые на выполнение определенных работ, по сути, не покидают условное пространство Комитета по Здравоохранению Мингорисполкома, а лишь переходят из одних рук в другие. 

 

Возможно, сотрудники УП «Медик» действительно являются высококлассными специалистами, а цены на их услуги конкурентоспособны. Понять это было бы можно, сравнив с предложениями других участников тендера. но… Конкурентов в этом тендере не оказалось. То есть участвовало в нем только УП «Медик», успешно выигравшее соперничество с самим собой. 

 

Сложно представить, что в республике существует только одна организация, способная обслуживать водопровод, электрооборудование, канализацию и вентиляцию в Центре реабилитации детей. Еще сложнее предположить, что такого уровня заказ не заинтересовал никого из потенциальных исполнителей, как среди государственных, так и среди частных компаний. 

 

Что же произошло? Почему тендер превратился в имитацию выбора? Об этом можно только догадываться. Возможно, заказчик сделал так, чтобы других конкурентов не было, и предложения больше никому кроме УП «Медик» не отправляли. Возможно, был установлен очень короткий срок рассмотрения, что бы заинтересованные компании не смогли подать заявку даже при желании. В нашем случае, предложения рассматривались с 23.02.2022 по 24.02.2022, то есть — один день! 

Еще важно отметить, что подобного рода тендеры повторялись несколько раз, и всегда с одним и тем же результатом. 

 

История вторая: очень хочется — значит можно 

Эта история началась с того, что Гродненский государственный аграрный университет решил объявить тендер и найти лучшего подрядчика, который проведет работы по установке, техническому обслуживанию и ремонту систем вентиляции и кондиционирования воздуха. Тут важно подчеркнуть, что от того, как будут проведены такие работы, напрямую зависит качество воздуха в университете, а значит — здоровье преподавателей и студентов. 

Можно сказать, что тендер прошел скучновато, потому что участвовало в нем только одно предприятие, которое, как вы догадались, и выиграло. Договор был заключен с Производственным обществом с дополнительной ответственностью «Энергосервис» из города Гродно.  

Было несложно проверить в Белорусском Государственном Центре Аккредитации, что аттестат BY/112 02.2.0.1629, выданный предприятию «Энергосервис» на деятельность в сфере «Аппараты, силовые и осветительные сети, вторичные цепи переменного и постоянного тока напряжением до 1000 В. Заземляющие устройства. Системы вентиляционные» перестал действовать с 08.09.2019. В то время как заявка была согласована 14.02.2020. 

То есть, говоря простым языком, предприятие «Энергосервис» не имело права даже участвовать в этом тендере, не говоря уже о последующем выполнении работ, но, несмотря на это, умудрилось выиграть. Кто в этом виноват? Очевидно, что не право предприятие, которое сознательно пошло на тендер, понимая, что не имеет лицензии на проведение заявленных работ. А вот почему эта нестыковка не стала причиной отказа со стороны организаторов, сказать сложно. Возможно, причина в невнимательности тех, кто проводил тендер, или можно предположить, что «Энергосервису» очень хотелось устанавливать, обслуживать и ремонтировать системы вентиляции в университете, а если очень хочется (и есть к кому обратиться), значит — можно. 

 

История третья: обещаем одно, забираем — другое 

Как мы говорили раньше, одним из решающих моментов во многих белорусских тендерах, касающихся госзакупок, является цена. Все понятно, когда такие соревнования выигрывают, потому что нет конкурентов. Но что происходит, когда они появляются? 

Детский дом-интернат для детей с особенностями психофизического развития объявил тендер на выполнение работ по установке, техническому обслуживанию и ремонту вентиляции с ориентировочной стоимостью 4 000 рублей. На выполнение работ претендовало 6 участников. Цены за свои услуги они установили следующие: 1364 рубля, 2750 рублей, 2950 рублей, 3000 рублей, 3114 рублей и 3200 рублей. В результате этой непростой конкурентной борьбы было выбрано предприятие ООО «Комплит Инжиниринг» с ценовым предложением в 3000 рублей. Опустим, что цены большинства участников тендера были ниже, возможно, качество услуг компании или некоторые другие условия склонили заказчика в их сторону. 

Но история на этом не закончилась. Договор с «Комплит Инжиниринг» был заключен на сумму 4000 рублей! И если раньше мы осторожно предполагали, что в договоре что-то не чисто, то сейчас напрямую отмечаем, что перед нами очень убедительный коррупционный триггер.  Законодательство разрешает увеличивать стоимость работ по результатам тендера не более чем на 10%, то есть, мы сразу видим нарушение. Но важно еще и то, что укажи победитель эту сумму на стадии изучении конъюнктуры рынка приобретаемых услуг, вероятно, победить бы ему не удалось. Хотя в белорусских госзакупках возможно многое. 

В заключение рассмотрим яркую историю, связанную со Следственным комитетом Республики Беларусь по городу Минску. Задумав провести ремонт и техническое обслуживание бытовых кондиционеров, эта организация провела тендер с ориентировочной стоимостью 8000 рублей. В тендере участвовало 4 организации, в результате борьбы победило общество с ограниченной ответственностью «Инженерный Альянс», предложив наименьшую цену — скромные 4680 рублей (максимальная ставка при этом была 5100 рублей). Но видно, эти ребята что-то неправильно посчитали, и в итоге, внеся коррективы, договор с ними был заключен на максимальные 8000 рублей. То есть — фактически в два раза выше, чем изначально заявленная цена. 

Следственный комитет, видно, не та организация в Беларуси, которая должна проявлять повышенный интерес к подобного рода метаморфозам. Сделка была одобрена, всех все устроило…. 

Наш очередной выпуск подошел к концу. Надеемся, вам понравилось наблюдать за бурной и увлекательной жизнью на тендерах, проводимых белорусскими государственными предприятиями и организациями. Обещаем, что скоро мы расскажем вам о наших новых, очень интересных расследованиях. Предлагайте нам темы для расследований, присылайте информацию о коррупции, которая должна стать публичной. 

Источник: БелГосРаспил