В Минске регулярно рушатся мосты. Мы посмотрели, кто получает контракты на их ремонт и удивились

Один из главных фетишей «белорусского чуда» — хорошие дороги — постепенно становится мифом, паразитирующем на временах, когда можно было пилить европейские гранты и целевые кредиты и выдавать их за достижения отечественной экономики. Сейчас этих кредитов нет, и качество дорог, мостов и путепроводов начинает стремительно ухудшаться. Каждый год мы слышим, что в Минске рухнул очередной пролет моста, после чего проводятся жесточайшие проверки и ревизии. Но на следующий год — вновь «мостопад».  

В правительстве время санкций парадоксально называют временем больших возможностей. Мол, искусственные ограничения позволяют любой отрасли работать эффективнее, иначе не выжить. Выкрутись, или умри! Конечно, в реальности все оказывается с точностью до наоборот — ущербные процессы становятся все очевидными и приводят к печальным последствиям. Особенно это ярко заметно в сфере дорожного строительства, на нее мы сегодня и обратим внимание в своем расследовании. 

Изучая вопрос о том, как распределялись тендеры по ремонту дорог, мостов и дождевой канализации в Минске за весь 2021 и первые три месяца 2022 года, мы изучили более 50 процедур закупок. Это очень важные тендеры, за большинством из которых стоит конкретные результаты — состояние дорог возле ваших домов, безопасность мостов, по которым вы ездите и под которыми проходите. Наверняка каждый минчанин хотел бы видеть в этой сфере максимально прозрачные и честные подряды, высокую конкуренцию, гарантирующую качество проводимых работ. 

На деле беглого взгляда достаточно, чтобы понять: уже долгое время тендеры по госзакупкам в сфере ремонта и обслуживания дорог и мостов в Минске чистая формальность, само по себе мероприятие не имеет никакого смысла. Почему? Потому что заказчиком на эти услуги выступает всегда одно предприятие — государственное производственное объединение Горемавтодор Мингорисполкома, а исполнителями оказываются точно такие же госпредприятия, ни о какой честной и открытой конкуренции даже речи не идет. 

Итак, как все должно выглядеть в идеальном мире? Чтобы отремонтировать мосты и дороги, Горемавтодор ищет заказчиков. За тендер конкурируют несколько государственных и частных компаний, в результате этой конкуренции определяется рыночная цена и условия, максимально выгодные заказчику, а значит, городу и его жителям. 

Но в реальности все тендеры, которые были организованы от имени Горемавтодора  в 2021-2022 годах, выиграли не просто госпредприятия, все победители оказались компаниями, которые напрямую подчинены заказчику! По сути, мы наблюдаем как вышестоящая госорганизация распределяет между своими структурами выделенные из бюджетных средств финансовые потоки, стараясь сохранить иллюзию конкуренции.  

При этом важно понимать, что речь идет об очень серьезных суммах: за период, который мы исследовали, были проведены закупки на сумму более 70 млн рублей!  Давайте приступим к рассмотрению реальных кейсов и посмотрим, кто же распределил между собой куски этого сладкого пирога. 

На первом месте стоит Ремонтно-строительное коммунальное унитарное предприятие «МАФ», которое выиграло 14 тендеров, ориентировочная стоимость этих госзакупок (то есть цена, на которую изначально ориентировался заказчик) составила 3 845 092 рубля, а фактическая (то есть та, на которую в результате был заключен договор) — 686 361 рубль. 

А вот по освоенным деньгам на первом месте стоит предприятие «Гордорматериалы», которое выиграло всего в 6 тендерах, но зато какие цифры! Ориентировочной стоимость этих закупок составляла 27 733 724 рублей, а фактическая — 12 469 584 рублей. 

Также можно упомянуть еще одного значимого игрока — предприятие «Горавтомост», которое выиграв 5 тендеров с ориентировочной стоимостью 19 598 792 рубля, установив фактическую стоимость в 3 738 435 рублей. 

Посмотрев на цифры, оценив разницу между ориентировочной стоимостью и фактической, можно сделать вывод, что, несмотря на то что в тендерах «конкурировали» предприятия, принадлежавшие заказчику, торги прошли не зря — фактическая стоимость госзаказов была значительно сокращена. Но если присмотреться к каждому тендеру отдельно, мы увидим, что в подавляющем большинстве сделок разность между ориентировочной и фактической ценой составляла всего 1,5 % что говорит о том, что торги проходили, скажем так, без огонька. А говоря проще — очевидно, что заказчик заранее знал цену, на которую претендует исполнитель и выставлял ее с небольшим зазором, чтобы имитировать торги. 

Одновременно с этим несколько тендеров вызывают вопросы совсем иного порядка. На них совершенно неожиданно то ли заказчик, то ли исполнитель неожиданно теряют способность договариваться и начинается странная чехарда с ориентировочной и фактической ценой тендера. 

Так, например, Горремавтодор Мингорисполкома объявляет тендер на «комплекс работ (услуг) по содержанию конструкций, оборудования и инженерных сетей мостов, путепроводов, подземных пешеходных переходов и иных элементов благоустройства, находящихся в хозяйственном ведении ГП «Горавтомост»,  и заявляет, что видит ориентировочную стоимость в районе 9 550 398,31 рублей. Но в результате тендер выигрывает подведомственное ему предприятие «Горавтомост» берется выполнить эти работы за 1 750 000 рублей… То есть в 5 раз дешевле? 

Второй пример. Горремавтодор размещает тендер на «комплекс работ (услуг) по содержанию и обслуживанию инженерных сетей дождевой канализации диаметром 1000 мм и более, очистных сооружений поверхностных сточных вод и иных элементов благоустройства, находящихся в хозяйственном ведении ГП «Горремливнесток» с ориентировочной стоимостью 4 770 000 рублей, при этом в итоге фактическая цена оказывается всего 740 000 рублей. 

Таких тендеров было два, поэтому нельзя назвать это досадной случайностью. Мы отказываемся верить, что заказчик и исполнитель не знали реальную стоимость работ и заранее ее не обговорили — ведь это подчиненная структура и ее непосредственный головной офис. Зная особенности работы белорусской властной вертикали, очень трудно предположить, что в ней хоть какие -то действия не согласовываются, особенно когда речь идет о деньгах и отчетности. 

Куда в итоге делись изначально выделенные, но в итоге оказавшиеся не реализованными 7 800 398 рублей в первом случае, а во втором — 4 030 000 рублей, можно только предполагать. Но на наш взгляд, налицо появление возможности для возникновения коррупционной схемы. 

Подводя итог, можно предположить, что на сегодняшний момент Горемавтодор стал заложником сложившейся бюрократической системы: находясь в этом положении, ты не имеешь возможности не нарушать. Закон четко заявляет, что все госзакупки обязаны проходить через процедуру тендеров. Однако существуют еще более непререкаемые, негласные правила, по которым все государственные заказы должны разбирать государственные предприятия. В результате мы видим своеобразные «контролируемые» тендеры, которые преследуют лишь одну цель — формально исполнить букву закона, хотя на деле они его напрямую его нарушают, проводя сплошные «договорняки». 

Источник: БелГосРаспил