Как в военкоматах пилят госзаказы. Изучаем странные тендеры, которые проходят в белорусской армии

Военное вторжение войск РФ в Украину обнажило массу проблем российской армии. Помимо некомпетентности, устаревшего вооружения, низкой мотивации и прочих недостатков, одним из самых очевидных стала тотальная коррупция. Триллионы долларов, потраченных на перевооружение, переоснащение и усиление вооруженных сил страны, обернулись виллами, яхтами и самолетами высшего и среднего командного состава.
А что у нас? Неужели белорусские военные, так часто близко ассоциирующие себя с российскими, не заразились бациллой коррупции? Чтобы понять это, мы решили исследовать тендеры, которые проводили в последнее время белорусские военкоматы, и посмотреть, есть ли в них что-то подозрительное. Как вы думаете, нашли? Конечно, да!
Объектами нашего исследования стали конкурсы по закупкам, объявленные военкоматами страны с июля 2021 года по март 2022-го. Как оказалось, в открытом доступе было не так много тендеров — за этот период на электронной торговой площадке goszakupki.by их размещено всего пять. Заказчиками выступали Военный комиссариат Минска, а также военкоматы Минской Витебской, Брестской и Гродненской области. Общая ориентировочная стоимость всех тендеров — чуть более 130 тысяч рублей.
Сразу возникает резонный вопрос: почему так мало тендеров? Мы предполагаем, потому, что в таком ответственном и секретном деле как армия, и в такой закрытой стране как наша, подавляющее количество закупок проходит или в конкурсах с ограниченным участием, или вовсе в полностью закрытых для глаз простых смертных конкурсах. Поэтому изучаем сегодня только то, что имеем возможность увидеть в открытом доступе, лишь представляя, что может происходить вне наших глаз.
Проанализируем первый тендер. В июле 2021 года Военный комиссариат города Минска инициировал конкурс (auc0000383870 в ГИАС: 799781 ) по закупке программного обеспечения и средств обнаружения и предотвращения утечек информации. Общая ориентировочная стоимость двух лотов составила 15300 рублей. Несмотря на то что Беларусь принято называть IT-государством и, соответственно, ожидать от этой сферы высокой конкуренции, за госзаказ боролись всего две компании: Общество с ограниченной ответственностью «Трэйдолон» и Общество с ограниченной ответственностью «Некст Нетворк».
Ориентировочная стоимость по первому лоту составила 10500 рублей. «Трэйдолон» предложил такую же цену, а «Некст Нетворк» — чуть ниже, 10280 рублей, и предсказуемо выиграл. Вот и вся борьба.
По второму лоту две компании просто поменялись местами: теперь «Трэйдолон» ставит цену 4 500, чуть меньше ориентировочной стоимости, а «Некст Нетворк» заявляет заранее неприемлемую цену 18 000 рублей и автоматически «сливает» тендер.
Давайте попробуем узнать, что это за компании такие. Достаточно потратить несколько минут на поиск в интернете, чтобы увидеть, что основная деятельность «Некст Нетворк» заявлена как «технические испытания, исследования, анализ и сертификации» , а юридический адрес этой компании: проспект Машерова 17, корпус 4, каб. 305б.
Компания же «Трэйдолон» специализируется как раз на оптовой торговле компьютерами, периферийным компьютерным оборудованием и программным обеспечением. Где же она располагается? По чудесному стечению обстоятельств ее юридический адрес также значится на проспекте Машерова 17, корпус 4, только кабинет 513. Вероятно, компании сидят на разных этажах в известном всем минчанам здании «Белой Вежы».
Продолжим исследовать закупки. Судя по всему, сотрудничество с «Трэйдолон» и «Некст Нетворк» Минский военкомат вполне устроило, потому что после первой закупки начался целый парад схожих тендеров, в каждом из которых чудесным образом участвовали лишь эти две, уже известные нам компании.
Так, спустя две недели, Военный комиссариат Минской области объявляет подобный тендер (auc0000397767 в ГИАС: 822927 ) на ориентировочную стоимость 15500 рублей (почему-то на 200 рублей больше, чем раньше). На лот №1 «Программное обеспечение для сбора и обработки данных событий информационной безопасности» заявляется ориентировочная стоимость 10500 рублей, а лот №2 «Система обнаружения и предотвращения утечек информации из информационных систем» ориентировочно оценен в 5000 рублей.
По первому лоту «Некст Нетворк» заявляет 10 500, ровно столько же, сколько и ориентировочная стоимость. А «Трэйдолон» заявляет 13 200 и предсказуемо проигрывает.
По второму лоту, как и в прошлом тендере, все происходит с точностью наоборот: «Трэйдолон» заявляет 4980 рублей (при ориентировочной стоимости 5000 рублей), а «Некст Нетворк» ставит неадекватную цену в 18 000 рублей — ровно ту же сумму, с которой проиграл на тендере в городе Минске…
Не будем вас утомлять подробностями следующих тендеров, их еще три, и каждый практически копирует те, что мы описали. На этот раз закупку проводят военкоматы Гродненской (auc0000434746 № закупки в ГИАС: 878891 , Брестской (auc0000444350 в ГИАС: 896304 ) и Витебской области (auc0000671159 в ГИАС: 1279852). И в каждом из проходящих тендеров неизменно фигурируют «Трэйдолон» и «Некст Нетворк», разыгрывая одну и ту же нелепую имитацию конкуренции. Одна компания ставит высокую цену, вторая автоматически выигрывает.
По факту, мы видим классический «договорняк», в котором две частные компании заранее распределяют роли выигравшего и проигравшего, меняясь местами. Мало того, можно смело предположить, что о происходящем наверняка знают сотрудники военкомата, а быть может, они даже заинтересованы, чтобы эти тендеры проходили именно таким образом.
Если даже те немногие открытые тендеры, которые мы увидели, военные комиссариаты проводят с такой неприкрытой наглостью, не опасаясь, что это привлечет внимание и будут последствия, страшно представить, что происходит на тендерах, доступ к которым для общественности полностью закрыт. Помните, как устрашающе выглядела армия России на парадах и в репортажах на государственном ТВ до февраля 2022 года? А спустя несколько дней после нападения на Украину с нее начали откровенно смеется. Мы видим в сегодняшнем расследовании основание для беспокойства, что с нашей армией может произойти ровно такая же история.
Источник: БелГосРаспил