Заправская псевдоконкуренция

Ручка, клавиатура, принтер да картридж - не только орудия труда чиновничества, но и предметы их госзакупочных “крутелей” с избранными поставщиками. БелГосРаспил изучил несколько сотен госзакупок офисного характера с конца 2019 года по февраль текущего 2023-го на общую сумму 9 миллионов рублей. В частности, мы проанализировали приобретение услуг по ремонту и техобслуживанию периферийного оборудования, а также по заправке и ремонту картриджей для офисной техники (код ОКРБ: 95.11.10.000).  Выборка достаточно масштабная, чтобы выявить типичные нарушения и нечистоплотные схемы.

Итак, начинаем с процедуры Запроса ценовых предложений auc0000909587, номер закупки 1628727 на сайте ГИАС - Государственной информационно-аналитической системы управления государственными закупками.

В октябре 2022 года заказчиком услуги на 500 руб. по заправке и восстановлению картриджа Pantum выступила Войсковая часть 2007 в минском микрорайоне Сосны (погранвойска, Группа связи и обеспечения).

К процедуре были допущены две фирмы: частное торгово-производственное унитарное предприятие "Арт Декорэйшн" и Общество с ограниченной ответственностью «Центр обслуживания оргтехники». 

Как видно из скриншота, победа досталась "Арт Декорэйшн" с ценой договора в 51,80 руб., что подтверждается протоколом заседания комиссии по госзакупкам этой войсковой части.

Сторонами подписывается договор, однако на иную сумму - 500 руб. 

В нем указано (см. последний столбец), что “итого” за единицу продукции, то есть заправленного и восстановленного картриджа, составляет 51,80 руб.

Это именно та сумма, которую указал участник-победитель при проведении процедуры сравнения коммерческих предложений. После этого подписывается еще допсоглашение к договору с изменением стоимости в сторону увеличения - до 544,60 руб.

Тандем участников процедуры любопытен. Частное торгово-производственное унитарное предприятие "Арт Декорэйшн" в своих контактных данных указало телефон +375293221198, E-mail [email protected] и сайт Ton.by. Общество с ограниченной ответственностью «Центр обслуживания оргтехники» подало те же E-mail [email protected] и сайт Ton.by.

Указанный "Арт Декорэйшн"  номер телефона отмечен как контактный на упомянутом сайте, и он же фигурирует как номер Центра обслуживания оргтехники. Совпадение в контактах полное.

О связях между этими компаниями свидетельствует и тот факт, что должность начальника технического отдела в обеих занимает один и тот же человек, а именно, Киселева Оксана Григорьевна. 

Итак, что мы имеем? Налицо грубое нарушение. Ведь договор заказчик и исполнитель обязаны были подписать на сумму, предложенную в процедуре закупки, то есть в данном случае на 51,80 руб. В Запросе ценовых предложений необходимо было указать количество услуг (например, “обслуживание, чистка и заправка стольких-то единиц техники два раза в месяц”) и приложить перечень с наименованиями марки и модификации техники. 

Кроме того, в данном случае непонятно, зачем заказчик усложнил закупочную процедуру. Ориентировочная сумма была меньше 300 базовых величин - это позволяло провести закупку из одного источника. В ЗОИ можно было сравнивать предложения по стоимости за единицу услуги, а договор подписывать на годовую сумму с условием, что исполнителя будут вызывать для оказания услуги по мере необходимости.

Следующий “офисный” кейс - электронный аукцион auc0000720889, номер закупки в ГИАС 1358451, прошедший весной прошлого года.

Заказчик - государственное учреждение "Республиканский центр по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окружающей среды". Требовался текущий ремонт и техническое обслуживание компьютеров, серверов, сетевого оборудования, периферийных устройств и другой оргтехники на общую ориентировочную стоимость 15 000 руб. К участию были допущены три компании: уже знакомая нам фирма "Арт Декорэйшн", индивидуальный предприниматель Михайлов Андрей Александрович и Общество с ограниченной ответственностью "ХолдерПринт".

С первой же ставки победа досталась "Арт Декорэйшн". Договор от лица победителя подписал директор Михайлов  А.А. Да, он тот самый индивидуальный предприниматель участвовавший в этой процедуре. Сам себе псевдоконкурент…

Всего «картель» Михайлова   ("Арт Декорэйшн" с Центром обслуживания оргтехники) выиграл около 100 лотов\процедур на общую сумму порядка 800 тысяч руб. 

Вот еще один вызывающий вопросы кейс с Войсковой частью 2007 и фирмой “Арт декорэйшнс”.  В датированном январем этого года Запросе ценовых предложений auc0001038832 (номер закупки в ГИАС 1822560) речь идет об услугах по заправке и восстановлению картриджей. Это - 10 лотов на общую ориентировочную стоимость 20 500 руб. 

Как видим из протокола оценки и сравнения предложений по лоту 4, победителем был признан «Арт Декорэйшнс» с ценой 14 руб. Однако вновь же договор в итоге был заключен на ориентировочную сумму. 

Что означают эти 14 руб.? Можно было бы подумать, что это стоимость единицы ремонта\заправки\восстановления. Заказчик в данной процедуре в аукционных документах указал, что ориентировочное количество картриджей для заправки составляет около 20 штук. 

 

Но дело в том, что сумма 14 руб. указана в подписанном сторонами протоколе согласования отпускной цены. 

И понять калькуляцию, как получается итоговая сумма в 1050 руб., весьма проблематично. Куда смотрело казначейство? При первой оплате по договору требуется приложить протокол. Его могут и даже должны были проверить, тем более, что имеют общий допуск к системе с протоколами. На этом этапе, после проверки протокола, договор следовало признать неправомерным.

И это типичная ситуация. С повторяющимися нарушениями, подозрительными выгодополучателями, мутной или закрытой калькуляцией. И с закрытыми на все это безобразие глазами сотрудников контролирующих структур.