«Маленькие хитрости» МАЗ и МЗКТ Показываем на конкретном примере, как обходятся санкции

Когда мы слышим фразу «санкции не работают», далеко не всегда даже приблизительно представляем механизмы, с помощью которых государственные и частные беларуские предприятия, попавшие в «черные списки» других стран, обходят наложенные на них запреты. На самом деле, в большинстве случаев, эти механизмы достаточно просты, и обнаружить их можно, потратив всего несколько часов на поиски. Для того чтобы доказать это, мы изучили связи двух крупных беларуских предприятий и проследили, как им удается закупать за рубежом продукцию, которая не должна быть для них доступной.
Начнем с короткой справки. На сегодняшний день Беларусь занимает «почетное» пятое место в мировом «топе» стран, наиболее обложенных санкциями. Бесспорное лидерство в этом позорном списке за Россией, после нее следуют Иран, Сирия, Северная Корея и далее — Беларусь. Только Европейские санкции, в общей сложности, затронули 32 беларуские организации и 243 гражданина нашей страны, в том числе и Александра Лукашенко. Помимо этого, запретительные меры по отношению к предприятиям и физическим лицам в Беларуси ввели многие другие страны: США, Великобритания, Канада, Австралия, Южная Корея и т д.
Важно понимать, что санкции коснулись как экспорта из Беларуси — того, что наша страна традиционно продавала на внешние рынки (а это очень много — до санкций более 60% произведенных товаров шло на экспорт), так и импорта — того, что в страну ввозят. И здесь надо отметить, что импорт комплектующих и материалов — крайне важная составляющая производства на многих отечественных предприятиях. Ведь если нужные детали вовремя не будут поставлены, придется останавливать работу конвейеров, пытаясь параллельно найти аналоги и перенастраивая под них производство. Это занимает много времени и стоит дорого, мало того, российские и китайские аналоги практически всегда сказываются на качестве итогового продукта в худшую сторону. А значит — и на его конкурентоспособности.
Если говорить отдельно о запрете на импорт из ЕС — речь идет об ограничении, в том числе, поставок широкого перечня оборудования, машин и механизмов, отдельных товаров для производства табачных изделий, товаров и технологий двойного назначения, товаров, способствующих совершенствованию военно-технического, оборонного секторов и сектора безопасности.
МАЗ
Посмотрев в санкционные списки, мы видим в них и ОАО «Минский автомобильный завод» — управляющую компанию холдинга «БЕЛАВТОМАЗ».
А теперь изучим одну из госзакупок, которые проводит Минский автомобильный завод. 12 сентября 2022 за счет собственных средств предприятие объявило тендер на закупку «Смазочно-охлаждающаей жидкости Oak Kool 310 либо смазочно-охлаждающаей жидкости Shell Dromus Oil BX либо смазочно-охлаждающей жидкости Shell Dromus Oil B либо аналоги*». Всего требовалось закупить 11 712 литров в количестве 108 шт., ориентировочная цена составила 244 000 рублей.
Любой из предложенных вариантов входит в товары, продажа которых ограничена санкционными списками Евросоюза. Нашелся ли продавец?
По результатам оценки конкурентного листа победителем было выбрано ОДО «Твинг-М» с юридическим адресом Минск, ул.Стахановская, 16. Предприятие согласилось поставить товар за 54 516 евро, страна происхождения товара — Королевство Нидерландов. Откуда «Твинг-М» возьмет санкционный товар? Если присмотреться к корням этого предприятия внимательнее, мы увидим, что среди ее учредителей значится голландская частная компания с ограниченной ответственностью «АйЭмСи Интернэшнл Металворкинг Кампаниз Б.В.», владеющая 51% акций.
Другими словами, товары, произведенные в ЕС, так или иначе попадают на беларуские предприятия, в частности, МАЗ, несмотря на введенные санкции Евросоюза.
МЗКТ
Минский завод колесных тягачей — еще одно предприятие, попавшее в «черный список» Евросоюза. Как и МАЗ, оно критически нуждается в материалах и комплектующих, произведенных в ЕС. Не удивительно, что получить их стараются всеми возможными способами. Рассмотрим одну из процедур закупок, которые проводило это предприятие. Требовалось приобрести «Смазочно-охлаждающую жидкость концентрат (СОЖ концентрат) «Cimvantage 48FF» или ее аналоги: «Ecocool Soluble 20», «Cleancut 300», «EMOL-O-GRIND 104Е/5», «Stabi-lis 9421», «Quakercool 7100 HD», «TRIM Micro Sol 515», «Hocut 4160», «Oak Kool 310», «Quakercool 3608 HFF». Договор был заключен с ОДО «ТВИНГ-М», эта компания имеет юридический адрес в Минске, по ул.Стахановской, 16. Страна происхождения закупленного товара — Королевство Нидерландов.
А вот еще несколько интересных тендеров.
Здесь покупался инструмент согласно задания на закупку в количестве 1-15 лотов, 1550 шт., на общую ориентировочную сумму 65 485 рублей.
Еще одна процедура закупки, с общей ориентировочной стоимостью 22 5328 рубля.
И еще закупка партии инструментов, у этого тендера ориентировочная стоимость составляла 98 560 рублей.
Это лишь несколько примеров. В них примечательна компания «Белтулс Индастри», которой владеют граждане Литовской Республики Крейшмонас Саулюс, Крейшмонас Виргиниюс и Крейшмонас Алексас, проживающие, соответственно, в Вильнюсе, Клайпеде и Каунасе.
Сведения об этих сделках были направлены через EU Sanctions Whistleblower Tool в специальную службу в Еврокомиссии, призванную пресекать попытки обхода данных санкций, получен ответ.
Если кратко: нас просят уточнить точные названия компаний, которые поставляли продукцию в Беларусь.
Остается неизвестным, в курсе ли производители европейских товаров, что их продукция попадает на подсанкционные предприятия через беларуские (подставные или нет) компании. В заключение отметим, проблема не в том, чтобы найти схемы, по которым обходятся санкции, главная сложность в том, что государства, в которых закон действительно работает, обязаны ему следовать, даже если кажется, что нарушения очевидны, и можно стремительно за них покарать, обойдя «формальности». В нормальной стране закон равен для всех, поэтому, добавляя новую фирму-прокладку в санкционный список, чиновникам Евросоюза приходится провести ее по всему долгому пути признания компании замешанной в незаконной деятельности. Это требует немало времени, и этим пользуются «великие махинаторы».
Помимо этого, при поставках производитель может не знать дальнейшего пути проданного товара. Вот как действует цепочка: если санкции направлены против конкретной отрасли, и запрещено продавать в РБ именно продукцию по перечню, то Производитель ЕС —> юр/физ лицо ЕС —> юр/физ лицо РБ —> подсанкционное производство.
А если санкции направлены против конкретного юридического лица РБ, то Производитель ЕС —> юр/физ лицо ЕС или сразу юр/физ лицо РБ —> подсанкционное производство.