Дыры в госзакупках “автодоров”

То, что основные дороги реконструируются, не может не радовать, однако на то Беларусь и транзитная страна. И на то с автовладельцев взимают уже немало лет в разных формах дорожный сбор (ранее как госпошлину за допуск к дорожному движению, теперь - как транспортный налог). Так что мы уж точно вправе контролировать содержание дорог, начиная с того, как проходят соответствующие государственные закупки. Разбираемся на примере заказов “Витебскавтодора”.
Согласно закону “Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности”, функции управления республиканскими дорогами осуществляет Министерство транспорта и коммуникаций. Ему и подчинено Республиканское унитарное предприятие автомобильных дорог “Витебскавтодор” (как и аналогичные РУПы с похожими названиями в столице и других областных центрах). “БелГосРаспил” изучил более десятка закупочных процедур в течение последних нескольких лет, в которых выступало заказчиком РУП “Витебскавтодор”. Начнем с самой свежей и типичной.
В феврале там разместили приглашение на конкурс с ограниченным участием на выполнение реконструкции объекта "Автомобильная дорога Р-46 Лепель - Полоцк - граница Российской федерации (Юховичи) км 0,000 - км 61,500" (речь идет о второй очереди км 31,900 - км 61,500 на участке Полоцк - Сорочино). Ориентировочная стоимость была обозначена 167 205 426 руб. Дорога должна превратиться в двухполосную с шириной полосы 3,5 м и с асфальтированными обочинами по 1,5 м. Плюс - развязки, остановочные пункты и так далее.
Откликнулось два участника: Открытое акционерное общество "Дорожно-строительный трест №3" (г. Могилев, ул. Космонавтов, 23) и Открытое акционерное общество "Дорожно-строительный трест №1" (г. Витебск, ул. Суворова, 16). Отметим, что адрес витебского треста такой же, как и у заказчика - “Витебскавтодора”. Договор в результате подписывается с земляками.
Еще целый ряд процедур с участием тандема этих двух дорожно-строительных трестов из Витебска и Могилева касался других дорог. Например, весной 2022 года был организован конкурс с ограниченным участием на проведение капитального ремонта объекта “Автомобильная дорога Р-15 Кричев – Орша – Лепель км 170,766 - км 174,655; км 174,888 – км 176,000” с ориентировочной стоимостью закупки в 3 926 523 руб.
Кстати, участие именно этих двух трестов удивления не вызывает: дорога пролегает в Могилевской и Витебской областях. Но снова побеждает сосед по офису заказчика - витебский Дорожно-строительный трест №1. Причем договор был заключен на сумму, много выше ориентировочной (более 5 млн руб).
Можно подумать, что трест-победитель и “Витебскавтодор” каким-то образом связаны, раз имеют общий адрес. Однако нет. Наоборот. Это оба треста-участника принадлежат одной организации: они являются подразделениями холдинга “Белавтодора”, юрлица без ведомственного подчинения (ранее организация была подчинена Госкомитету по имуществу).
С высокой долей вероятности госзакупки с участием “автодоровских” структур проходят по договорному сценарию с созданием видимости конкуренции. Могилевский трест всегда вступал в конкурсную процедуру с ценой выше, чем витебские коллеги. В общем, все откатано в госзакупочных документах, как на дорожном полотне!
Ранее закупка “Витебскавтодором” услуг по капитальному ремонту упомянутой дороги Р-15 проходила по иной схеме. Изучаем открытый конкурс лета 2021 года для проведения капремонта ее участка “км 142,800 - км 144,800". Общая ориентировочная стоимость закупки - 469 437 руб. Поскольку участник был только один (да, наш витебский трест), она была признана несостоявшейся. Открытый конкурс тем же летом 2021-го запустили повторно, но ориентировочная сумма прилично выросла - до 561 264 руб. Дело в том, что к подрядной организации, которая победит, появилось требование с обязанием закупить определенное оборудование (блок видеонаблюдения ТИП 23, откатные ворота в комплекте пролетом 6 м с фундаментом и монтажом, вентильный разрядчик РВН-0,5). Итог: процедура также признана несостоявшейся по той же причине: заявился только один, все тот же, участник.
Это стало законным основанием для последующей процедуры закупки из одного источника с заключением договора “Витебскавтодора” с местным ДСТ №1 ровно на сумму, которая была ориентировочной. К сожалению, по обыкновению при ЗОИ цена не снижается или снижается незначительно.
И если основание для проведения этого вида закупки было законным, то вот требованием разместить Запрос о предоставлении сведений при ориентировочной сумме свыше 50 базовых величин заказчик пренебрег. Что как раз свидетельствует о заведомой избранности подрядной организации.
Допускал “Витебскавтодор” как заказчик нарушения и в других закупках, касающихся дорожных работ. Вот, например, процедура закупки из одного источника на услуги по информированию граждан и юридических лиц по поводу реконструкции автомобильной дороги М-8/Е95 (граница Российской Федерации (Езерище) - Витебск - Гомель - граница Украины (Новая Гута)).
Основание для ЗОИ здесь выбрано корректно (приобретение товаров (работ, услуг), ориентировочная стоимость годовой потребности государственной закупки которых составляет не более 300 базовых величин). А вот победы по лотам были отданы местным изданиям резонно, чтобы попасть в целевую аудиторию, но не безукоризненно с точки зрения исполнения закона “О госзакупках”.
В Справке о процедуре закупки из одного источника нет информации об изучении конъюнктуры рынка приобретаемых товаров (работ, услуг). Это нарушение.
В общем, гендиректору “Витебскавтодора” Адаму Конопличу, который руководит предприятием более 20 лет, есть что исправлять в работе. По крайней мере, в хозяйственно-юридической сфере проведения госзакупок.